Кухня Перу – 5000 лет традиций

Перу — самая загадочная страна Латинской Америки.
Разгадать тайны надписей в пустыне Наска или изображения
сложных оптических приборов на камнях, найденных в той же пустыне;
рисунки, изображающие людей верхом на динозаврах,
вымерших за 260 млн. лет до появления
«Homo erectus» — Человека прямостоящего;
как древние строители укладывали многотонные камни сложной
конфигурации с такой точностью, что невозможно
вставить между каменными блоками лезвие бритвы;
объяснить назначение операций с трепанацией черепной коробки человека
— ПОКА НЕВОЗМОЖНО!

Все непонятное, с одной стороны, раздражает, но с другой стороны — притягивает. Именно такое ощущение у меня создалось от посещений Перу. Когда Бог сотворил землю, он наделил Перу плодородными долинами и сельвой, с ее уникальным животным и растительным миром. Недрами, богатыми золотом и серебром (даже Анды в переводе с языка инков означает Медные горы), склоны гор со стадами альпак и лам, воды перуанского побережья, одни из самых богатых рыбными ресурсами. Но это не все. Перу — колыбель одной из величайших цивилизаций Америки, цивилизации инков.

Из истории империи Инков

В XIV — ХVI веках вдоль всего западного побережья Южной Америки на 5 000 километров распространилась могущественная и высокоорганизованная империя Тауантинсу́йу – Империя Инков. Длина каменных дорог империи составляла более 24 000 километров и брала начало в столице империи – городе Куско. По дорогам в столицу доставлялись товары и продукты, по ним, специальные курьеры, доставляли информацию из отдаленных уголков империи. Каждый курьер, пробегая участок 1-3 км, сменялся другим курьером и, такой эстафетой, сообщение передавалось со скоростью до 240 километров в день. В империи велось активное строительство храмов, оборонительных сооружений, во многих городах были построены водоводы, не уступающие римским, системы отвода сточных вод. В горах использовалась ирригация. По данным археологов еще 8 тысяч лет до н.э. предки инков выращивали картофель, кукурузу и юкку. В эпоху расцвета андской цивилизации картофель и батат (тоже корнеплод) существовали уже в сотне разновидностей. Возделывались овощи местного происхождения: помидоры, тыква, бобы, арахис, авокадо и другие. Мясная пища была представлена мясом ламы и альпака, мясом морской свинки, мясом других диких животных. Для стрижки животных использовали каменные и бронзовые ножи.

В годы своего расцвета империя Инков
была крупнейшим государством на планете
численностью от 6 до 12 миллионов человек

Если мясо альпака запасали впрок – нарезая полосками и вывяливая его на солнце, то мясо морской свинки употреблялось в жареном виде. Еще в 1539 году испанские конкистадоры писали в своих записях, об этих животных, которых индейцы употребляют в пищу. Одомашнены морские свинки были уже 2 тыс. лет до н.э. В горах индейцы охотились на викунья, гуанако и белохвостого оленя. Ловили грызунов с помощью силков. Индейцы, проживавшие на Тихоокеанском побережье, традиционно охотились на морских котиков, дельфинов, морских птиц. С побережья Тихого океана в вглубь страны поставлялась свежая и сушеная рыба, а также несколько видов водорослей, также в свежем и высушенном виде. В сушеном и засоленном виде продукты могли храниться в течение нескольких лет, что было важно на случаи засухи и неурожаев. Для приготовления пищи в земляных печах или в каменных очагах, индейцы использовали керамическую посуду.

В столице империи городе Куско, стены храмов были построены из гладких каменных блоков и покрашены в яркие цвета. Стены Центрального храма, где проходили церемониалы в честь Бога Солнца, были облицованы золотом. Здесь же приносились и жертвоприношения. Языком общения империи был язык – кечуа, на котором и сейчас говорят более десяти миллионов человек в Перу и соседних странах. В годы своего расцвета империя Инков была крупнейшим государством на планете численностью от 6 до 12 миллионов человек. Однако, накануне прихода испанцев в 1528 году после смерти императора Уайна-Капак, между двумя наследниками на престол началась гражданская война, которая разделила империю на две враждующие части, чем, в последствие, и не преминул воспользоваться Франциско Писарро.

Приход испанцев

В 1530 году испанский конкистадор Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся во главе вооруженного отряда из Панамы вдоль Тихоокеанского побережья на юг. Перу в то время было уже ослаблено междоусобной войной. Взяв в плен в городе Кахамарка одного из претендентов на престол империи, в качестве выкупа, Писарро получил золотых и серебряных изделий объемом в большую комнату, что, естественно, только разбудило золотую лихорадку испанцев.

Здесь надо заметить, что к этому времени империя ацтеков была уже завоевана солдатами Эрнана Кортеса, а дневники Кортеса о методах войны с индейцами фактически воспринимались другими конкистадорами в качестве инструкции к действию. Именно так и поступил Франциско Писарро: после того как выкуп был получен, плененный был убит, отряд Писарро, в сопровождении подкупленных обещаниями других индейских племен, пошел на взятие столицы империи города Куско. Однако, не смотря на полный разгром верховной власти Империи Инков, волнения среди индейцев против испанцев продолжались еще 40 лет.

Дневники Кортеса о методах войны
с индейцами воспринимались другими конкистадорами
в качестве инструкции к действию

На основаниях разрушенных храмов инков, испанцы построили несколько величественных католических храмов, превосходящих по красоте даже те, которые находятся в современной столице Перу – городе Лима. Расположенный высоко в горах на высоте более 3 000 метров Куско был вдалеке от моря, что было очень неудобно для сообщения с Метрополией. Тогда, в 1535 году Писарро основал новую столицу, город Лиму. Выбор места новый столицы был кране не удачен: как оказалось, холодные ветра и туманы накрывают нынешнюю столицу Перу на добрые 5-6 месяцев.

С приходом испанцев в меню местных жителей появились лук, рис, орехи, сахарный тростник, виноград, сливы, груши, апельсины и лимоны. Во времена колонии, в качестве десерта, в пищу употреблялись некоторые водоросли вываренные в сиропе. Из домашних животных появились овцы, козы и гуси. В предгорьях Кордильер появился домашний скот и лошади. Испанцы принесли новые методы рыболовства и на столе появились кроме моллюсков и ракообразных, сардин и небольших акул, треска, тунец, лосось, хек, угорь.

Современная кухня Перу

Прошли века, но до сих пор кухня Перу сохраняет инкские традиции и только частично испанские кухонные пристрастия, как-никак, индейцы и метисы составляют 82% населения страны. Условно перуанскую кухню можно разделить на три направления: кухня тихоокеанского побережья, кухня индейцев Анд и кухня индейцев верховьев Амазонки. Белое население составляет менее 15 % и проживает, в основном, в столице. Так, что давайте оставим Лиму в покое и посмотрим, чем же потчуют себя настоящие перуанцы.

Во-первых, есть общие черты, которые присущи перуанской кухне вне зависимости от территориальной принадлежности — это присутствие в блюдах картофеля, кукурузы, риса, чеснока и перца.

Если переходить на территориальное, несколько условное деление, то жители побережья Тихого океана живут в засушливом климате и основными сельскохозяйственными культурами здесь являются – хлопчатник, сахарный тростник, кукуруза, рис и фрукты. Океан, обильный планктоном, дает корм для многих видов промысловых рыб, таких как скумбрия, горбыль, каменный окунь, тунец, пеламида, меч-рыба и др., что является основой для формирования меню на основе морепродуктов. Из даров моря готовят супы, их жарят на открытом огне или в жаровнях, подают со специями или под соусом. Есть несколько экзотические блюда, такие как суп из креветок (sope de camarones) с яйцами и перцем; очень острый суп из морепродуктов (sopa de mariscos) с луком и горохом; блюда из моллюсков и осьминогов. А есть вполне традиционные блюда: рыба, жаренная на решетке или на сковородке с луком и перцем. И, традиционное блюдо, севиче (seviche), основу которого составляет сырая рыба, маринованная в лимонном соке с луком и приправами.

Франсиско Писарро, который в детстве
пасс свиней, был большим любителем
блюда: чичарон с картофелем или кукурузой

Перуанские Анды, с высотами 5500 км и шириной до 320 км, занимают более трети территории страны. Проживающие здесь индейцы под посевы используют узкие полоски земли отвоеванные, с помощью подпорных стенок, на склонах гор и долины рек, занимаясь земледелием и скотоводством. Основными сельскохозяйственными культурами в горах являются кукуруза, картофель, ячмень, маниок и ямс. Кстати клубни ямса достигают 2,5 метров в длину и весят до 70 кг. Основные животные в Андах это ламы, альпака, викуньи, гуанако и овцы. Перу экспортирует шерсть, кожу и шкуры этих животных.

Меню жителей высокогорных районов и горных долин состоит из жаренного, пареного и вареного мяса с соусами из арахиса, различными приправами. Так блюдо из различных видов мяса приготовленное в кастрюле, с использованием раскаленных камней, называется пачаманка (рachamanca). Есть очень распространенное по всей Латинской Америке блюдо, которое называется чичарон (сhicharon). В Перу чичароном называют любое жаркое животного происхождения с хрустящей корочкой. Это может быть рыба, цыпленок, дары моря, но главным образом свинина. Самый популярный чичарон — это кусочки свинины с кожей, жаренные в собственном жиру и приправленные только солью. Подается чичарон с жареным бататом, картофелем или кукурузой с креольским соусом: тонко порезанный лук, с лимоном и листьями мяты.

Свиной чичарон используется для приготовления бутербродов «pan con chicharrón». Это блюдо появилось во времена конкисты, когда испанцы завезли в Латинскую Америку свиней, а индейцы в качестве гарнира добавили свой картофель и кукурузу. Франсиско Писарро, который в детстве пасс свиней, был большим любителем блюда: чичарон с картофелем или кукурузой.

Более половины территории Перу занимают восточные склоны Анд и сельва Амазонии. В долинах и в нижней части восточных склонов Анд выращивается кофе, бобы, какао и чай. Сельва же представляет собой равнину, покрытую густыми тропическими лесами. В таких дождевых лесах проживает около ста индейских племен, изолированных от всего остального мира. Говорят они на своих наречиях, добывают пропитание охотой и рыболовством. Занимаются земледелием на отвоеванных у сельвы кусочках земли и единственным средством коммуникации для них являются реки. Проживающие здесь индейцы готовят блюда на основе тех животных и растений, которыми их снабжает дикая сельва и притоки Амазонки.

Напитки и десерты

Страна, где растет много тропических фруктов, естественно активно употребляет их в пищу, но есть и напитки, которые готовятся на основе кукурузы, причем они могут быть разных цветов, но с одинаковым и очень непривычным для нас, вкусом кукурузной муки.
Есть эквивалент нашего лимонада — Inka Cola.

Из алкогольных напитков в Перу представлено пиво и напиток крепостью 40-43 градуса — виноградная водка «писко» (рisco). Вкус специфический и чаще употребляется в качестве основы для различных коктейлей.
В качестве десертов перуанцы предпочитают флан (flan) – приготовленный на основе яиц, молока, муки, сахарного песка с добавлением каких-нибудь фруктов или мусс. Важное место занимают всевозможные кукурузные лепешки, пирожки с начинкой, коржики с вареной сгущенкой, а также всевозможные фрукты.

Шаманские секреты, церемонии и листья коки

С приходом испанцев, многие тайны и секреты целебных трав ушли в прошлое. Многие переживают второе открытие, какие-то травы и растения использовались и используются до сих пор.

Не так давно перуанский ученый заново открыл целебные свойства дикорастущего горного растения «кивича» (quiwicha), которое когда-то культивировалось инками. Зерна кивичи замедляют старение, улучшают память и укрепляют нервы, исцеляют язву желудка и полезны при туберкулезе. За повторное открытие кивичи Луис Сумар награжден орденом Солнца — одним из самых высоких отличий в Перу.

Айяуаска (ayahuasca) в переводе с кечуа — «лиана душ». Айяуаска содержит алкалоид банистерин С13Н12ON2B и диметилтриптамин. Издревле использовалась индейцами для лечения болезней. С точки зрения индейцев, болезни имеют магическое происхождение. Индейцы говорят, что айяуаска это доктор. Она обладает могущественным духом и считается разумным веществом, с которым можно установить контакт и от которого можно получить знания.
Айяуаску применяют в церемониях и ритуалах исцеления. Психотропное средство используется, в основном, для выяснения магической причины болезни, а также — для отражения и нейтрализации злой магии, которая считается ответственной за определенные виды заболевания. Снадобье ни в коей мере не служит панацеей от всей болезней, а лишь является частью ритуала исцеления. В малых дозах айяуаска стимулирует нервную систему и интеллектуальную деятельность, вызывая чувство эйфории. Более значительные дозы используют, чтобы добиться богатых образами сновидений. В подсознании человека хранится информация о том, что было и что будет с ним. В момент действия айяуаски мозг получает полную свободу и все образы, видения, воспоминания, хранящиеся в подсознании, становятся осознанными. Подсознательная тревога, возможно развивающаяся болезнь или предвидение чего-либо – включаются в поток уже осознанной информации, что может привести к прозрениям, получению информации из прошлого и будущего. Сознание – это текущая реальность, но в момент путешествия оно становится многомерным т.е. другой реальностью.

В церемонии с айяуаска обязательно принимает участие шаман — «айяуаскеро». Задачей айяуаскеро является еще до начала исцеления установить источник недуга (страх, чья-либо зависть, нервное расстройство, сглаз и т.д.) и затем проанализировать визуальные ощущения под действием снадобья, чтобы установить причину или личность, ответственную за недуг. Кроме мощного психо-эмоционального воздействия, настой айяуаски имеет и сильное очистительное воздействие на весь организм. Археологические раскопки показали, что жители бассейна реки Амазонки употребляли айяуаску еще 5000 лет назад.

Археологические раскопки показали,
что жители бассейна реки Амазонки
употребляли айяуаску еще 5000 лет назад

Кока (на языке кечуа «kuka») – принадлежит культуре жителей Анд, так было, так есть и так, наверное, будет. Листья кустов коки – это далеко не кокаин. Археологические исследования на перуанском побережье Тихого океана определяют возраст потребления листьев коки — 3 тыс. лет до н.э. Испокон века использовались листья гонцами и путешествующими для «приободрения». Сегодня листья коки – это часть национальной культуры и символ идентичности индейцев Южной Америки. Листья коки продаются на местных рынках и в уличных лавках.

В свежих листьях кустарника содержится фармакологически-активный компонент коки — алкалоид кокаин, а также множество других алкалоидов, включая циннамат метилэкгоина, бензилэкгоин, гидрокситропакокаин, витамины и миктроэлементы. Некоторые из непсихоактивных алкалоидов используются как добавка к кока-коле. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду и усталость. По прибытии в город Куско, расположенный на высоте 3360 метров над уровнем моря, всем туристам традиционно предлагают, в одном из множества кафе расположенных по периметру центральной площади, выпить чай из листьев коки, чтобы лучше адаптироваться на высоте. Вот так.

Алексей Хованов

 

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes Online. | Thanks to Wordpress Themes, Webdesign and WordPress Themes Free